Уроки русского языка

 Синтаксис и пунктуация.
Обобщающий урок русского языка в 5 классе с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Цель: вспомнить и обобщить полученные знания по разделу «Синтаксис и пунктуация».
1.Устная разминка.
-Что изучает раздел науки о языке, именуемый синтаксисом?
-Что изучает пунктуация?
Что такое грамматическая основа?
-Назовите вопросы сказуемого.
-Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?
-На какие две группы делятся все члены предложения?
-Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
-Назовите вопросы обстоятельства.
-Какой второстепенный член предложения подчеркивается волнистой линией?
-Назовите вопросы определения.
-Как подчеркивается обстоятельство?
-На какие вопросы отвечает дополнение?
-Какие падежи называют косвенными?
-Назовите вопросы предложного падежа.
-Назовите виды предложения по цели высказывания.
-Определи виды предложений по цели высказывания:
Молодцы, вы хорошо работаете! Отвечайте громче, живее.
- На какие группы делятся предложения по интонации ?
-Какие предложения называются распространенными?
-Приведите примеры нераспространенных предложений.
-Какие члены предложения называются однородными?
-Нарисуйте схему предложения, осложненного однородными членами с обобщающим словом.
-Подбери обобщающее слово:
Существительное, глагол, наречие.
Определение, обстоятельство, дополнение.
Парашют, жюри…
-Что такое обращение?
-Каким членом предложения является обращение?
-Какие предложения называются сложными?
-Из каких частей состоит прямая речь? Нарисуйте схемы.
-Что такое диалог?
-Чем диалог отличается от прямой речи?
2.Синтаксическая разминка, цель которой – проверить  умение разбираться во временах года и членах предложения
Слайды №1 – 3.

2.З…лотые листья медленно оп…дают и шуршат под ногами когда ты наступаешь на них.
3.В ярком золоте день ут…пает и ручьи по оврагам шумят.
Слайд № 4.
О каком времени года ничего не было сказано?
Составьте предложения о лете: а) побудительное
б) осложненное обращением
(Лето, подари нам счастье.)
3.Анализ предложений. Схематический диктант.
Задача – расставить знаки препинания, составить схемы, угадать литературное произведение и его автора.
 Слайды №5 – 11.
1)    Спой светик не стыдись. (И.А.Крылов «Ворона и лисица»)
2)    На пиру я не была но подарок принесла. (Жуковский «Спящая царевна»
3)    Ты сер а я приятель сед. (Крылов «Волк на псарне»)
4)    Ты царица всех милее всех румяней и белее. (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5)    Ведь это дереву вредит ей с дуба ворон говорит. (Крылов «Свинья под дубом»)
6)    Курица Чернушка – министр подземного царства. (Погорельский «Черная курица, или подземные жители»)
7)    Дорожки были усыпаны брильянтами яхонтами изумрудами аметистами. (Погорельский «Черная курица, или подземные жители»)
Переделайте последнее предложение так, чтобы в нем появилось двоеточие.
4.Словарная работа
Слайд №11.
Выпишите из последнего предложения слова, лексическое значение которых вы затрудняетесь объяснить.(Брильянт, яхонты, изумруд, аметист)
Чтобы разобраться, где и какой камень изображен, выберем двух ювелиров, которым предстоит поработать со словарем и выяснить значение непонятных слов.
5.Проверка домашнего задания
Какую тему повторяли дома, выполняя задание? (Диалог)
Вам необходимо было продолжить текст по данному началу, составив диалог. Слайд № 12.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Когда мама вернулась через неделю, дочки стали говорить, как они скучали...
( Варианты диалога, составленного учащимися)
6.Анализ предложений с прямой речью.
Слайд № 13.
Прочитайте по ролям продолжение текста Сухомлинского и оформите его как прямую речь.
1 вариант запишет предложения, соответствующие схеме:  «П», - а.
2 вариант – предложения, соответствующие схеме:  А: «П».
Слайд №
1)Первая сказала я мамочка очень по тебе скучала.
2)Я ждала тебя проговорила вторая.
3)Родная я плакала по тебе произнесла третья дочь.
4)Мне было без тебя скучно щебетала четвертая.
5)Пятая промолвила ты снилась мне мама.
6)А шестая прошептала я плакала без тебя.
Слайд № 14. Взаимопроверка:
1 вариант – 2,3,4.
2 вариант – 1,5,6.
7.Словарная работа ( продолжение)
Мама богата дочерями, их любовью. А язык наш богат словами. Об этом свидетельствует изобилие синонимов. Найдите их в тексте Сухомлинского и выясните цель их употребления. (Чтобы избежать повтора, автор использует синонимы: сказала, проговорила, произнесла, щебетала, промолвила, прошептала.)
Заговорили о богатстве языка - вспомним о нашем ювелире, который познакомит нас с коллекцией драгоценных камней.
Слайды № 15 – 19.
Брильянт – шлифованный алмаз.
Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы.
Яхонты – старинное название сапфира, рубина.
Сапфир – драгоценный камень синего или голубого цвета.
Рубин – драгоценный камень красного цвета.
Изумруд – драгоценный камень ярко-зеленого цвета.
Аметист – драгоценный камень фиолетового или голубо-фиолетового цвета.
Какой камень, по-вашему, самый ценный? Так и у мамы среди драгоценных дочерей есть свой бриллиант. Кто же из дочерей, на ваш взгляд, больше любит маму?
Вы забыли, что у мамы было 7 дочерей. А предложений с прямой речью было всего шесть, потому что  седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды помыть ноги. Кто же, по мнению Сухомлинского, больше любил свою маму? Почему вы так решили?
8.Подведение итогов урока.
Любите своих мам, чаще говорите им об этом и не забывайте свои слова подтверждать делами: слушайтесь их, не расстраивайте плохими оценками. Сегодня  порадовать своих мам хорошими оценками за урок могут следующие учащиеся…( Оценки за урок).




Описание мультимедиа компонентов
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Синтаксис и пунктуация» представляет собой 19 слайдов.
Слайды №1-4 используются при проведении синтаксической разминки, цель которой проверить умение учащихся разбираться во временах года и членах предложения.
Слайды №1-3 представляют собой изображение пейзажных зарисовок времен года: зимы, осени, весны, на фоне которых даны предложения для разбора по членам.
Слайд №4 представляет собой лишь пейзажную зарисовку с изображением лета, а детям предлагается составить побудительное предложение, осложненное обращением, на тему «Лето».
Слайды № 5-11 используются при организации анализа предложений, где учащимся предлагается составить схемы предложений и угадать автора и литературное произведение, откуда взяты примеры. На каждом слайде дано по одному предложению  на фоне иллюстрации к художественному произведению.
Слайд № 11 предваряет работу со словарем по выяснению значения лексем: аметист, изумруд, яхонт, бриллиант, рубин.
Слайд №12, на котором представлено начало текста Сухомлинского, помогает проверить творческое домашнее задание по составлению диалога-продолжения данного текста.
Слайды № 13 представляет собой продолжение текста Сухомлинского, которое предлагается оформить как прямую речь.
Слайд № 14 помогает по вариантам осуществить взаимопроверку выполненной работы.
Слайды № 15-19 помогают проверить словарную работу  и образно представить значение лексем, так как на слайде словарная статья сопровождается изображением драгоценных камней.

Таким образом, слайдовая презентация помогает организовать выполнение ряда заданий, вносит яркость в урок, создает образность восприятия материала.



Контрольно-обобщающий урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложное предложение»
Цель: систематизация, контроль и оценка знаний учащихся по теме «Сложное предложение»
Оборудование:  компьютеры,  тесты  в оболочке «КРАБ», слайдовая презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Сегодня у нас контрольно-обобщающий урок по теме: «Сложное предложение», цель которого систематизировать полученные первоначальные  знания по разделу «Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения» в виде коллективной работы, а также проконтролировать и оценить ваши знания с помощью компьютера в виде индивидуальной работы.( По ходу урока дети по очереди садятся и выполняют контрольно-оценочную работу на компьютере).
2. Теоретическая разминка.
Пока отдельные учащиеся подготовят материал для проверки домашнего задания, мы проведем устную разминку, цель которой выявить, насколько вы владеете теоретическими знаниями и готовы к работе на компьютере.
-Чем сложное предложение отличается от простого?
-На какие три группы делятся сложные предложения?
-Чем ССП отличается от СПП?
-На какие группы делятся сочинительные союзы?
-В каком случае в ССП перед союзом и запятая не ставится?
-Чем отличается союзное слово от союза?
-Как называются части СПП?
-Как определить, где главная часть, а где придаточная?
-Назовите виды придаточных частей.
-На какой вопрос отвечает придаточная определительная? От чего задается вопрос?
-Чем придаточная определительная часть отличается от местоименно-определительной?
-Назовите вопросы придаточной изъяснительной. От чего задается вопрос?
-Вопросы придаточной обстоятельственной части.
-Какая придаточная часть может отвечать на вопросы:
-Какому?
-Как?
-О чем?
3. Проверка домашнего задания ( упражнение №102)
Что необходимо было сделать?
-Сколько СПП встретилось в тексте?
-Проверим схемы:
1. \...мест., (кто…), \.   Мест.-опр.  ( Именно его…)  Найдите и прочитайте главную часть, придаточную. Чем осложнена придаточная часть?
2 \...сущ.\,(где…).         Опр.             (Выступая против…) Чем осложнено предложение?
3. \...мест.\,  (кто…).   Мест.- опр.             (Он из тех…)  Какая часть и чем осложнена?
4. \...тот сущ.\, (который…).  Опр.  (Грибоедову с его даром…)
5.  \...Сущ.\, (которого…).  Опр.  (На трагедию Чаадаева…)Чем осложнена придаточная часть?
-На какие две группы можно разделить СПП?

Работа с ССП.
1.\   \,но\   \.  Назовите грамматическую основу.
Публицистическое красноречие было характерно для многих декабристов, но в Кюхельбекере  оно было особенно наглядно.
2.\   \,и\   \.    Найдите грамматическую основу.
Всего несколько лет пройдет, и Чаадаев будет объявлен сумасшедшим.
3./   /, а /   /.  Объясните постановку тире.
В известном смысле «Горе от ума» - эпизод из жизни самого Грибоедова, а сам автор – прототип Чацкого.
-На какие две группы и в зависимости от чего можно разделить эти ССП?  Чего не хватает для полного повторения темы «Сочинительные союзы»?
 
Работа с планом.
-_Как озаглавили текст? (Прототипы Чацкого)
1) Вильгельм Кюхельбекер.
_Что послужило основанием считать его прототипом Чацкого?   (Слайд ) Публицистическое красноречие (Остер, умен, красноречив...Не человек, змея)
2) Петр Яковлевич Чаадаев.
Что дало основание считать его прототипом?  (Слайд)  Созвучие фамилий, путешествует, парадокс-пророчество: как Чацкий, позже будет объявлен сумасшедшим.
3) Байрон.
Что общего между Байроном и Чацким? (Слайд)  Общество изгнало Байрона из Англии, как Чацкого из Москвы.
4) А.С.Грибоедов.
(Слайд)  Близость автора и героя.
4.Словарная работа.
-Попробуйте дать определение слову прототип.
Проверим себя по словарю:  (Слайд)
Прототип – реальное лицо, представление о котором послужило автору основой для создания литературного характера, типа. Прообраз, действительное лицо как источник для создания литературного образа.
5. Лексический диктант.
Вы загадывали слово, попробуйте отгадать слово по его лексическому значению. (Соотнеси лексическое значение со словами.)
Комната для приема гостей. (Гостиная)
Тот, кто трудится, трудолюбивый человек. (Труженик)
Система взглядов, воззрений на природу и общество. (мировоззрение)
Соответствующий истине, содержащий истину. (Истинный)
Проявление человечности  в отношении к людям. (Гуманизм)
Конечный итог, завершающий собой что-нибудь. (Результат)
Общество, группа лиц, проводящих вместе время. (Компания)
Стремящийся к росту, прогрессу, передовой. (Прогрессивный)
Музыкальное сопровождение (Аккомпанемент)
Объяснение, толкование к какому-нибудь тексту. (Комментарий)
(Слайд)
Проговорите вслух слова, запомните  их и их правописание.
6. Словарный диктант по памяти.
У вас есть возможность проверить свою память. Запиши запомнившиеся слова. (10).
-Что делает один из героев Грибоедова, чтобы не забыть, куда он зван во вторник? (Фамусов просит слугу Петрушку записывать все в календарь.)  Совет молодым – больше читайте и вслух, т.к. задействованы 2 вида памяти: зрительная и слуховая.
7.Синтаксическая пятиминутка.
Чтобы закрепить правописание словарных слов и повторить пунктуацию, мы проведем синтаксическую пятиминутку.
Предполагали ли вы, что в гостиной, где бессловесный труженик, не позволявший себе иметь собственных мировоззрений, проявляя истинный гуманизм, результативно гладил прелестную моську в компании старичков, прогрессивная, по мнению Гончарова, девушка аккомпанировала хору голосов, комментировавших весть о сумасшествии одного из гостей.
1вариант-объяснить постановку знаков препинания.
2вариант – найти ГО, составить схему.
Индивидуально: найти слова, правописание которых закрепляли.
Задания по тексту:
-Какие слова можно заключить в кавычки, так как они использованы не в прямом значении, а с целью иронии?
-Отгадай героев:
-Кто этот труженик?
-Кто прогрессивная девушка?
-Один из гостей?
8. Схематический диктант.
Выполняя схематический диктант, мы продолжим отгадывать героев и  отработаем навык составления схем.
1). Кто беден, тот тебе не пара.
Кому принадлежат и кому адресованы эти слова? Прав ли, на ваш взгляд, Фамусов»).
2). Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен.
О ком идет речь? Какие чувства испытывает герой? (Любовь к Родине, ностальгию). Знакомо ли вам это чувство? ( Я испытала это чувство впервые, оказавшись студенткой-первокурсницей в селе Кочелаево на фольклорной практике. Казалось бы рядом, недалеко от дома, где и климат тот же, и поля те же, да только звезды не такие яркие, зори бледнее, клубника кислее, а в душе какая-то необъяснимая тоска по родным местам, где и звезды ярче, и зори светлее, и ягоды слаще. Прав Чацкий, заявляя: «Когда постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен».
Ностальгия – тоска по Родине.
3). Ругай меня, я сам кляну свое рожденье, когда подумаю, как время убивал!
-Кто и кому говорит эту фразу? Произнесите ее выразительно, пробуя передать сущность этого героя.
4) Когда же надо прислужиться, и он сгибался вперегиб…
Минута отдыха: продолжите по цепочке историю Максима Петровича, но не так, как пономарь, а с чувством, с толком, с расстановкой.
9. Подведение итогов урока.
           Мы с помощью компьютера смогли выполнить теоретико-практические упражнения по теме «Сложносочиненное предложение», а СПП повторяли в течение урока без компьютера, потому что в программе по данному разделу  одно из заданий нечетко сформулировано, поэтому может ввести вас в заблуждение, а компьютер неправильно оценит ваши знания. Поэтому на данный момент назрела необходимость в Чацком, который бы проложил дорогу всем остальным. Гончаров писал, что каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого.
            Итак, нашему Чацкому необходимо найти, в каком задании этот недочет находится, и предложить свою формулировку. Хотя считается, что и «один в поле воин, если он Чацкий», все же мы дадим возможность ему выбрать в помощники единомышленницу Софью.
    А мы с вами займемся творческой работой.
10. Творческая работа. Подведение итогов в жанре синквейн.
Знакомство с жанром синквейн.
Синквейн (от фр. cinquains, англ.cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Существительное.
2 прилагательных.
3 глагола.
Вопрос-вывод
Ответ.

Класс
Математический, любимый.
Работал, думал, отвечал.
Что же компьютер выставлял?
Оценку.
 
Выставление оценок за урок.
Отчет Чацкого и Софии о проделанной работе.

Д/з: Творческая работа: составь синквейн , раскрывая сущность героев  Грибоедова.

Молчалин
Бедный, бессловесный
Угодничает, гладит и молчит.
А кто, безмолвствуя, блаженствуют на свете?
Молчалины, иль молчуны.

Чацкий.
Красноречивый, умный.
Спорит, путешествует, горит.
Кто свел его с ума?
София.

Комментариев нет:

Отправить комментарий