Уроки литературы

Урок Урок литературы в 7 классе «В гостях у станционного смотрителя» по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» с использованием информационно-компьютерных технологий.
    Оборудование урока:  компьютер для показа презентации к уроку.
    Оформление кабинета:  на доске 4 картинки, изображающие историю блудного сына (как и в доме смотрителя); перед доской стол, накрытый скатертью с чайным прибором; цветок бальзамина (Ваньки мокрого); из стульев сделано ложе для гусара. Эти декорации необходимы для инсценировки.
    Цели урока:
- используя личностно-ориентированный подход, способствовать развитию творческих способностей учащихся (сочинять стихи, инсценировать, рисовать);
-   сформировать умение анализировать текст произведения;
- сформировать у учащихся навык внимательного чтения произведения;
- воспитывать доброе, уважительное отношение к родителям.
    Ход урока:
Организационный момент: 
         Сегодняшний наш урок посвящен повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». (Слайды 1,2). Наша задача, анализируя данное произведение, определить его тему, идею, выявить особенности композиции и роль детали. С этой целью мы совершим заочную экскурсию в дом станционного смотрителя, побываем у него в гостях. Обратимся к эпиграфу повести, в котором князь Вяземский называет станционного смотрителя почтовой станции диктатором. А кого, по-вашему, называют диктатором?
     Словарная работа:            (Слайд 3)
          С.И.Ожегов. Словарь русского языка.
Диктатор, -а, м.
1. Правитель, пользующийся неограниченной властью.
2. Перен. Тот, кто ведет себя по отношению к другим властно и нетерпимо. 
     - Таким образом, анализируя эпиграф, каким мы можем представить станционного смотрителя? (Властным, нетерпимым человеком).
     - Каким предстает он перед нами после прочтения повести? (Жалким, беззащитным человеком).                 
     - Кто лучше самого станционного смотрителя сможет рассказать о жизни сих диктаторов. Послушаем его историю и подумаем, можно ли Самсона Вырина назвать диктатором.
     Рассказ подготовленного ученика в роли станционного смотрителя.
     Кто не проклинал нас, станционных смотрителей, кто только с нами не бранился. Иные в минуту гнева требуют роковую книгу, дабы вписать в оную свою жалобу. Ох! Нас почитают извергами человеческого рода, называют муромскими разбойниками. А князь Вяземский назвал даже почтовой станции диктатором.
     Послушайте же мой рассказ о жизни станционного смотрителя, может быть, вы станете снисходительнее к нам, сущим мученикам четырнадцатого класса.
     Что дает нам наш чин? Да ничего! Разве защищает от побоев. Да и то не всегда, находятся среди вас господа, которые и бивают нас, смотрителей. А что? Терпишь. Куда же пойдешь жаловаться?
     Не жизнь, а настоящая каторга. Покою ни днем, ни ночью. Вставай, принимай незваных гостей, меняй лошадей.
     А они-то, приезжие, ясно дело, устали в пути, утомились от скуки, да если еще погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут… И, конечно, всё своё зло, всю досаду на нас вымещают. Эх! Смотрят на нас, как на врага.
     Хорошо, если лошади свободные есть, можно сменить побыстрее коней и избавиться вскоре от непрошенного гостя.
     Но если не случится лошадей. Боже! Какие ругательства, какие угрозы посыплются на мою голову. Все ведь спешат, торопятся. А где же я им лошадей столько возьму?! Лошадь-то тоже живая скотина, и ей отдых нужен.
     Вот в дождь, в слякоть и бегаю по дворам, ищу отдохнувших лошадей; а если таковых нет, то в бурю или в крещенский мороз ухожу в сени, чтоб хоть на минутку отдохнуть от крика и толчков раздраженного гостя, отдыхающего в моем доме.
     А то бывало, приезжает генерал, я весь дрожу при его виде, бегу, отдаю ему две последние тройки, в том числе и курьерскую.
     Уф! Уехал! Даже спасибо не сказал? Главное уехал! Уф!
     Через пять минут – колокольчик!.. И аж сам фельдъегерь бросает на стол свою подорожную!.. А лошадей-то нет! Не жизнь, а сущая каторга!

     - Можно ли назвать этого человека почтовой станции диктатором? Почему? (Ответы учащихся).
      - Конечно же, нет. Наоборот, Пушкин нам показывает маленького бессильного человека в образе Самсона Вырина, иронично называя его именем библейского богатыря, и одним из первых поднимает в литературе тему маленького человека.        Затрагивая эту тему, всей своей повестью Пушкин пытается опровергнуть бытующее мнение о станционных смотрителях, как о неких диктаторах почтовых станций, пытается привлечь наше внимание к этому образу, вызвать сочувствие и показать беззащитность маленького человека. И чтобы в этом убедиться, мы вместе отправляемся в гости в дом станционного смотрителя. Совершим небольшую заочную экскурсию в Выру в дом-музей станционного смотрителя. (Слайды 4,5,6,7,8)
     Заочная экскурсия.
     Войдя в ворота, мы оказываемся во внутреннем дворике, здесь мы видим экипаж, в который станционный смотритель впрягал  лошадей.
     Знакомимся со смотрителем Самсоном Выриным. Найдите описание в тексте обитателей дома: хозяина и его дочери. (Человек лет пятидесяти, свежий, бодрый, одетый в длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах)
     Слайды 9,10,11. Комментарий к  слайдам:
В доме-музее мы можем увидеть следующие экспонаты: перо, которым станционный смотритель переписывал подорожные; фонарь, с которым он выходил ночью встречать экипажи.
      - С кем жил станционный смотритель?
       - Найдите описание дочери станционного смотрителя. (Девочка лет четырнадцати. Маленькая кокетка с большими голубыми глазами держалась безо всякой робости. Красота её меня поразила
       - Что собой представляет само жилище? Найдите описание интерьера.
        Слайды 12, 13, 14. (Горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской, на стене картинки).
        - На что указывают первые  детали? (Присутствие женщины в доме).  Слайд №15
        - Сколько было картинок? (4)
        - Что они собой представляли? Иллюстрации к какому произведению? (К притче о блудном сыне).
        - Что было помещено под каждой картинкой? (Приличные немецкие стихи).
       - У нас на доске помещены четыре картинки, нарисованные вами, а под ними ваши стихи. Сопоставим ваши иллюстрации с описанием картинок, помещенным в тексте, и со стихами вашего сочинения.
       1-ая картинка. (В первой почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами).
        Добрый папа – старичок
 Собрал сына в городок.
Отпустил с благословеньем
И большой котомкой денег.
  

Прощай, папа,
Дай мне долю,
Я пожить хочу на воле.
2-ая картинка (В другой яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами).
А вечером за большим столом в трактире
Женщины и вино в разливе.
Живу, гуляю,
Забот не знаю.
Пока деньги есть,
Друзей не счесть.
3-ья картинка (Далее, промотавшийся юноша, в рубахе и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние).
Сын в компанию попал,
Деньги быстро промотал.
Опечаленный детина
Вынужден пасти скотину.

Каким же оказался я глупцом!
Зачем расстался я с отцом?
Свет божий стал совсем не мил,
Отца напутствие забыл,
И средства все я прокутил.
4-ая картинка (Наконец представлено его возвращение к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему на встречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.)
Блудный сын пришёл домой,
Ждёт отец его родной.
На коленях сын молил
И отец его простил.
                                          
Стоял на коленях, весь грязен и болен
И молвил: «Отец мой, прости!»
Рабом я твоим называться достоин,
Хоть в слуги меня ты прими.
               
               Блудный сын пришел домой,
               Ждёт отец его родной.
               На коленях сын молил,
               И отец его простил.
     Мне кажется, что наши художники и поэты удачно передали содержание картинок. Поблагодарим их.  
2 вариант:
  Я приглашаю посетить вас небольшую передвижную картинную галерею, где вы сможете познакомиться  с четырьмя картинками из дома-музея Самсона Вырина.
На первой изображено, как почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами. Благодарные зрители (Баринова Мария, Егоров Дмитрий, Горбунова Ольга и Самосадов Андрей, 2008 года выпуска) вместо немецких стихов оставили на память музею русские вирши:
        Добрый папа – старичок
 Собрал сына в городок.
Отпустил с благословеньем
И большой котомкой денег.
   
Прощай, папа,
Дай мне долю,
Я пожить хочу на воле.
На второй яркими чертами изображено развратное поведение молодого человека: он сидит за столом, окруженный ложными друзьями и бесстыдными женщинами). Обратимся к творчеству начинающих поэтов:
А вечером за большим столом в трактире
Женщины и вино в разливе.

Живу, гуляю,
Забот не знаю.
Пока деньги есть,
Друзей не счесть.
Далеена третьей картинке мы видим, как промотавшийся юноша, в рубахе и в треугольной шляпе, пасет свиней и разделяет с ними трапезу; в его лице изображены глубокая печаль и раскаяние. Очень наглядно и образно это передано в следующих строках:
Сын в компанию попал,
Деньги быстро промотал.
Опечаленный детина
Вынужден пасти скотину.

Каким же оказался я глупцом!
Зачем расстался я с отцом?
Свет божий стал совсем не мил,
Отца напутствие забыл,
И средства все я прокутил.
4-ая картинка наконец представляет  возвращение сына к отцу; добрый старик в том же колпаке и шлафорке выбегает к нему навстречу: блудный сын стоит на коленах; в перспективе повар убивает упитанного тельца, и старший брат вопрошает слуг о причине таковой радости.
Блудный сын пришёл домой,
Ждёт отец его родной.
На коленях сын молил
И отец его простил.
                                         
Стоял на коленях, весь грязен и болен
И молвил: «Отец мой, прости!»
Рабом я твоим называться достоин,
Хоть в слуги меня ты прими.
               
               Блудный сын пришел домой,
               Ждёт отец его родной.
               На коленях сын молил,
               И отец его простил.
 На этом наша экскурсия по картинной галерее закончена. Благодарим вас за внимание.
По сюжету повести прошло 3-4 года. И мы вместе с автором вновь в гостях у станционного смотрителя.
            Слайд 18. Соответствует ли фон слайда тому настроению, в котором пребывает автор во время своего посещения? (Предчувствие беды).
            - Что первое бросается в глаза автору при осмотре интерьера помещения? На что он вновь обращает наше внимание? (Картинки).
            - С какой целью автор использует эту деталь? (Желает показать, что судьба Дуни и блудного сына похожи).
            - Так через описание картинок автор вводит в повесть ещё одну тему. Тему блудных детей, к которой мы ещё вернёмся. Что изменилось в интерьере?
(Но на окнах уже не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и небрежение.)
            - Замечая отсутствие цветов, ветхость, небрежность, о чём мы начинаем догадываться? (Об отсутствии женщины, Дуня здесь больше не живёт.)
       - Произошли изменения в интерьере. А изменился ли сам хозяин? (Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел! …Я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как 3 или 4 года, могли превратить бодрого мужчину в хилого старика).
- Автор задаётся вопросом: «Что же могло превратить свежего бодрого мужчину в хилого старика? (Гусар увёз дочь).
            - Из уст кого мы узнаём эту историю? (Из уст станционного смотрителя).
            - Сколько в повести рассказчиков? (Два).
            - Что вы можете сказать о композиции данной повести? (Рассказ в рассказе).
Слайд 20.
            - Но вернёмся к содержанию повести. Оказывается, кроме нас здесь побывал и ещё один гость, бесповоротно изменивший жизнь Самсона Вырина. Кто же этот незваный гость, ворвавшийся в жизнь смотрителя и лишивший его единственного счастья.


  Инсценировка
Автор: Однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиновывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала (звук бубенца).
Смотритель: Никак приехал кто-то?
Автор: И проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошёл в комнату, требуя лошадей.
Гусар: Хозяин, лошадей, да побыстрее!
Смотритель: Никак нет-с лошадей. Изволите-с узнать: все лошади в разгоне.
Гусар: Как нет лошадей?
Автор: Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом:
Дуня: Не угодно ли будет вам, сударь, чего-нибудь откушать?
Гусар: Ну что ж, отчего бы не откушать, это можно и откушать.
Автор: Сняв мокрую, косматую шапку, отпутав шаль и сдернув шинель, проезжий явился молодым, стройным гусаром с чёрными усиками. Он расположился у смотрителя, начал весело разговаривать с ним и с его дочерью.
Гусар: Как звать величать тебя, красна девица?
Дуня: Дуня.
Гусар: Эх, хороша у тебя дочь, отец! Хороша! Не боишься, что какой заезжий возьмет и увезёт её? (смех)
Автор: Между тем лошади пришли (иго-го, бубенцы). И смотритель приказал:
Смотритель: Лошадей не кормить! Живее запрягайте их в кибитку. Барин не изволит ждать. Пошевеливайтесь. (Возвращается). Лошади поданы, государь, не изволите-с ехать?
Гусар: Ах, умираю! Плохо мне, отец! Уф, голова разболелась. Видно чего-то съел. Умираю. Лекаря мне! (Дуня несёт платок, прикладывает к голове, гусар целует руку).
Смотритель: Что делать? Как быть? Один бог знает!
- Не изволите-с, сударь, перейти на мою кровать, не побрезгуйте-с сим скромным жилищем (тащит его). А завтра, барин, чуть свет пошлем за лекарем (гусар подмигивает публике).
Автор: На другой день гусару стало хуже. (Стоны). Человек его поехал верхом в город за лекарем. Дуня обвязала ему голову платком, (платок вверх концами) намоченным уксусом (чихает), и села со своим шитьём у его кровати (гусар умиленно мурлычет и сразу же охает, т.к. входит смотритель с кофе). Больной при смотрителе охал и не говорил почти не слова (охает).
Смотритель: Не изволите-с откушать кофе?
Автор: Охая, однако ж, выпил две чашки кофе и, охая,  заказал себе обед.
Гусар: Ох, у – у – у, а обедать мы сегодня будем?
Смотритель: Сию минуту сударь, не извольте-с беспокоиться.
Автор: Он поминутно просил пить.
Гусар: Пить! У – у – у.
Автор: И Дуня подносила ему кружку его  заготовленного  лимонада. Больной обмакивал губы и всякий раз, возвращая кружку, в знак благодарности слабою своею рукою пожимал Дунюшкину руку. К обеду приехал лекарь.
Смотритель: Лекарь изволили с прибыть. Сюда, пожалуйста, сюда.
Автор: Лекарь пощупал пульс больного, поговорил с ним по-немецки.
Доктор: Их бинн доктор.
Гусар: Их бинн больной (показывает доктору деньги, тот трогает лоб больного и как будто обжигается).
Автор: И по-русски объявил.
Доктор: Нужно одно спокойствие и дни через два ему можно будет отправиться в дорогу.
Автор: Гусар вручил ему 25 рублей за визит, пригласил его отобедать.
Гусар: Не желаете ли составить компанию?
Доктор: С удовольствием.
Автор: Лекарь согласился. Оба ели с большим аппетитом, выпили бутылку вина и расстались очень довольные друг другом!
- Поблагодарим ребят, которые своим актёрским мастерством пытались помочь вам ответить на следующий вопрос: «Болен ли гусар?» (Нет).
- Почему же тогда не отправился в путь, ведь лошади были готовы? Значит, всё-таки болен. Но чем? (Любовью)                                                                        
- Докажите, что лекаря вызвали зря, что Гусар не нуждался в его услугах. Какая деталь на это указывает? (Больной при смотрителе охал и не говорил почти ни слова, однако ж выпил две чашки кофе и, охая, заказал себе обед. Оба ели с большим аппетитом).
- Именно благодаря этой детали мы поняли, что гусар обманывал и отца, и дочь. А бедный смотритель об этом и не догадывался. Наоборот, молодой человек так «полюбился доброму смотрителю, что на третье утро жаль было ему расстаться с любезным постояльцем».
            - Что же готовило ему воскресное утро и его любезный постоялец. (Рассказ детей).
- Опишите переживание старика. (Не прошло и получаса, как сердце начало его ныть, и беспокойство овладело им в такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне… Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли Дуня у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошёл домой ни жив ни мёртв).
            - Одна осталась ему надежда. Какая? (Дуня вздумала прокатиться до следующей станции, где жила её крёстная мать).
            - В мучительном волнении ожидает он возвращения ямщика. Какую же весть принёс ему ямщик? [Убийственное известие: Дуня с той станции отправилась далее с гусаром. Что всю дорогу плакала, хотя, казалось, ехала по своей воле.]
            - С какой целью автор использует эпитет «убийственное известие»? Что хочет показать? [1. Убита последняя надежда на то, что Дуня осталась у крёстной.
2. Выходило, что Дуня по своей воле поехала дальше, с гусаром, покинув отца, сбежав от него, предав его надежду, любовь.]
            - Что случилось с отцом, узнавшим сие убийственное известие? [Заболел, слёг, занемог сильной горячкой.]
      - Старик не снёс своего несчастья.   В одно мгновение этот человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, превратился в старика! Старик слёг в ту самую кровать, где накануне лежал молодой обманщик. Ирония? Тот же лекарь лечил и его.
Мнимая болезнь одного заставила слечь в постель другого. Помните слова смотрителя, говорившего дочери: «Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест». Получилось, что волк и что «съел» смотрителя и его Дуню. И выздоровев, отец-старик мечтает вырвать из лап этого волка и привести домой свою «заблудшую овечку.» С этой целью он едет в Петербург к Минскому.
            Удалось ли отцу вернуть дочь? (Рассказ детей).
            - Автор сообщает: «Старик пришёл к себе на квартиру. Приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель  подумал, махнул рукой и решился отступиться». Почему? (Беден, беззащитен, маленький человек; нелегко, невозможно выиграть процесс).
            - Что бы выяснить ещё одну из причин, послушаем вымышленную беседу станционного смотрителя и Минского, которая могла бы состояться между ними в суде.
Инсценировка детей:
Станционный смотритель: Вы обманули меня, сударь, притворились больным.
Гусар Минский: У тебя очень красивая дочь, отец, я сразу влюбился. Мне не хотелось уезжать. Разве ты сам не был молодым?
Ст. см.: Я ухаживал за вами, а вы все эти дни вынашивали план похищения.
Минский: Я не помышлял об этом. Уезжая, даже простился с ней, но очень не хотелось расставаться, поэтому и вызвался довезти её до церкви. Помнишь, Дуня стояла в недоумении… Ты сам, отец, толкнул её в мои объятия. Забыл? Это ты ей говорил: «Чего же ты боишься, Дуня? Ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».
Ст. см.: До церкви! А вы? Вы насильно увезли, похители мою дочь.
Минский: Нет, нет. Авдотья Самсонова хоть всю дорогу и плакала, но ехала по своей воле.
Ст. см.: Увезли без родительского согласия, без родительского благословения.
Минский: Прости, отец. Когда ты приходил ко мне, я тебе сказал: «Что сделано, того не воротишь. Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения». Прости, если сможешь.
Ст. см.: Добренький говорите? Прощение просите? Но почему же тогда вы меня не пустили к дочери?
Минский: Не пустил ради неё же. Ни ты, ни она - вы не забудете того, что случилось. Она даже в обморок упала, увидев тебя.
Ст. см.: Ваше благородие! Что с возу упало, то пропало. Отдайте мне, по крайней мере, сейчас бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею, не погубите её понапрасну. Отдайте мне её!
Минский: Зачем тебе её? Она меня любит. Она отвыкла от прежнего своего состояния.
Ст. см.: Много их таких в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра… Кто она вам? Подержите да и бросите…
Минский: Не думай, чтоб я Дуню мог покинуть. Она будет счастлива со мной, даю тебе честное слово.

- Помните, станционный смотритель уже решился уехать домой, но прежде хотел увидеть Дуню. Изменилась ли Дуня? Какой он её увидел? (Работа с текстом).
- Она из Дуни превратилась в Авдотью Самсоновну.
Слайд 22.
- Опираясь на отрывок текста: «Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы», попробуйте из данного списка выбрать эпитеты для характеристики «новой» Дуни. Какой её увидел отец?
бедной                                                                                                       богатой                                                                                               счастливой                                                                                               несчастной                                                                                       любящей                                                                                                      покинутой
(Ответ учащихся: богатой, счастливой, любящей)
- Какая деталь указывает на богатство Дуни? (Сверкающие пальцы)
Вернемся к вопросу: «Почему же отец отступился и не стал жаловаться?»                                                                                            (Увидел, что Дуня богата, а самое главное, счастлива). Кто из родителей не желает видеть своего ребенка счастливым.
Выслушав рассказ старика, автор долго потом не мог забыть смотрителя, долго думая и о бедной Дуне…
В каком значение употреблено слово «бедной»?
Почему же автор называет Дуню бедной? Богатая, любящая, счастливая и вдруг бедная Дуня. Согласны ли вы с этим? Вспомните повесть А.С.Пушкина «Метель» и ту метель, которая врывается в жизнь любящих людей и не дает им соединиться, не дает счастья. А почему? Нет родительского благословения!
Дуня тоже его не получила! Отсюда и нет полного счастья замужней женщины; может быть, поэтому, и не едет к отцу, боясь его осуждения; не может пригласить его к себе, находясь на попечении Минского. По мнению автора, не может быть речи о полном счастье, если «совесть нечиста».
Отсюда всю дорогу плачет, уезжая с Минским; падает в обморок при виде отца. И не смотря на это, столько лет не едет! Потому-то, наверное, и бедная.
- Прошло время. И автор третий раз решился посетить знакомую сторону. Что он узнает о смотрителе? (Умер смотритель)
- Вновь деталь. Автор жалеет о своей поездке и говорит: «Мне стало жаль моей напрасной поездки и семи рублей, издержанных даром». Но после посещения кладбища и разговора с мальчиком, он сообщает, что дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, им потраченных. Почему? (Потому что узнал, что Дуня все-таки решилась и приехала к отцу).
- Как вы догадались, что это была Дуня? Какие детали на это указывали?
(Узнав о смерти, заплакала. Я сама дорогу знаю. Она легла на могилу и долго лежала).
- Сбылись ли предсказания смотрителя, что сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицы вместе с голью кабацкою.
- Какой предстает перед нами Дуня? (Прекрасная барыня, ехала она в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной моськой).
- Когда же Дуня всё-таки вспомнила про отца и решилась к нему приехать?
- Кто сидел в карете? ( Трое маленьких барчат).
- Сама стала матерью! Испытала всю силу материнской любви! У неё-то их трое. И, вероятно, теперь смогла понять, почувствовать переживания, горе отца, потерявшего дочь. Только было уже поздно!
Вернемся к притче о блудном сыне и теме блудных детей и постараемся ответить на вопрос: «Кто же, по-вашему, оказался счастливее: блудный сын, успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?» Почему?
Как важно осознать, искупить свои грехи, получить прощение, уметь, а главное успеть сказать своим родителям, что мы их очень любим и ценим. Важно приносить им не переживание, а счастье. Не огорчать их, а радовать хорошими оценками. И сегодня порадовать своих родителей хорошими оценками смогут…   (Оценки за урок).
А мы с вами обобщаем. Слайд 23.
Таким образом, в повести «Станционный смотритель», представляющей собой рассказ в рассказе, автор рисует маленького человека в образе Самсона Вырина, желая опровергнуть бытующее мнение о станционных смотрителях как о диктаторах почтовых станций, желая показать их беззащитность и вызвать наше сочувствие. Раскрывая тему блудных детей, автор учит нас чтить и помнить родителей.
Осталось выяснить роль детали в повести. Для этого попробуем разгадать кроссворд и вспомним детали, которые нам встречались в произведении.                                                                 1. Деталь, объясняющая причину решения Дуни посетить отца. (Дети).      
 2. Деталь интерьера, отсутствие которой сообщает нам, что Дуня здесь больше не живет. (Цветы).                                                                              
3. Деталь, подсказывающая, что гусар не был болен. (Аппетит).                          
 4. Деталь, помогающая автору ввести тему блудных детей. (Картинки).                    
5. Деталь, указывающая на богатство Дуни. (Кольца).                                              
 6. Деталь, помогающая раскрыть отношение автора к приезду Дуни; деталь, о потере которой он сначала сожалеет. (Деньги).
- По горизонтали у нас получилось ключевое слово «деталь» - одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.
Какова же роль детали? (Деталь помогает понять содержание, подсказывает, предупреждает и, конечно же, заставляет думать, размышлять, строить свои догадки, одним словом, учит нас внимательно, вдумчиво читать, воспитывает в нас внимательных читателей).

Комментариев нет:

Отправить комментарий